Что такое климакс и как с ним бороться

Практически каждая женщина слышала «страшное слово» климакс, но далеко не все знают, что климакс (менопауза) — это естественная фаза в жизни женщины, в ходе которой происходит изменение гормонального баланса в организме. Яичниками вырабатывается все меньше половых гормонов в результате естественного процесса старения и связанных с этим гормональных перестроек. Таким образом, менопауза является процессом физиологической перестройки, а не какой-либо болезнью. Ежегодно в эту фазу вступает, по оценкам, 25 миллионов женщин во всем мире. Однако выраженность симптомов и жалоб в связи с менопаузой у них существенно разнится.

Когда приближается возраст менопаузы, репродуктивная функция угасает, снижается продукция половых гормонов (эстрогенов и прогестерона), прекращаются менструации. Последняя менструация в жизни женщины называется менопауза.

Менопауза, как правило, наступает в 50-52 года. Однако этот этап может наступить и в 45, и даже в 35 лет.

Для большинства женщин менопауза не приходит внезапно, есть симптомы, которые указывают на ее приближение:

• изменение характера менструаций (они становятся скудными или, напротив, обильными)

• нерегулярные менструации (возможны перерывы до нескольких месяцев)

• появление «климактерических симптомов»

Переходный период в жизни женщины является периодом наиболее выраженной гормональной перестройки и охватывает несколько лет до менопаузы и первые 1,5-2 года после ее наступления. Не все женщины одинаковы, каждая женщина переживает этот период жизни по-своему.

Симптомы менопаузы многообразны. Приливы жара, ночная потливость, головокружение, нарушение сна, как правило, преходящи, но могут сохраняться в течение нескольких лет, пока организм не адаптируется к низкому уровню гормонов.

Эмоциональные расстройства, такие как раздражительность, неуверенность в себе и/или плохое настроение, также могут быть прямым или опосредованным результатом гормональных сдвигов, характерных для менопаузы.

Чуть позже присоединяются сухость во влагалище, болезненность при половом акте, нарушения мочеиспускания. Эти симптомы самостоятельно не исчезают, а только усиливаются со временем.

Наиболее серьезным отдаленным последствием низкого уровня эстрогенов является потеря костной массы (остеопороз) и возникающие вследствие этого переломы костей.

У молодых женщин эстрогены защищают организм от развития атеросклероза и ишемической болезни сердца. С наступлением менопаузы, когда уровень гормонов снижается, действие этого защитного механизма ослабевает, что способствует развитию артериальной гипертензии, атеросклероза, а также увеличивается риск инфарктов и инсульта.

У многих женщин после 45 лет волосы седеют, начинают терять упругость, блеск. Может начаться рост волос на других частях тела (бедрах лице). Кожа становится менее эластичной, начинают появляться морщины. Основная причина всех этих изменений — низкий уровень женских гормонов — эстрогенов и прогестерона. Часто изменяется и фигура. Многие женщины, приближаясь к возрасту менопаузы, отмечают необъяснимую прибавку массы тела и увеличение объема жировой ткани особенно в области живота, несмотря на все попытки похудеть. В основе этих перемен — дефицит женских половых гормонов.

Но менопауза – это не приговор! Качество жизни женщины в период менопаузы во многом зависит от нее самой.

Сегодня у каждой женщины есть возможность выбора. Безусловно, можно стойко переносить все проявления климактерического синдрома, не принимая никаких мер и говоря себе: старение — это естественный процесс. Но в наше время есть реальная возможность помочь каждой женщине в этом вопросе.

В качестве общего правила, всем женщинам в этот период рекомендуется следить за своим весом, стараться регулярно заниматься физической активностью, бросить курить и избегать чрезмерного употребления спиртного. Однако здоровый образ жизни – это еще не все. Комплексный подход к менопаузе может также включать соответствующим образом подобранное медикаментозное лечение.

В настоящее время установлено, что наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с менопаузой, и профилактикой ее поздних осложнений является заместительная гормональная терапия (ЗГТ).

Эффект ЗГТ проявляется в течение 3–4 месяцев регулярного приема.

При коротком курсе (несколько месяцев) ЗГТ наиболее полезна для облегчения проявлений и профилактики приливов, ночной потливости, вагинальной сухости, нарушений сна, эмоциональных расстройств, старения кожи, снижения либидо. При длительном применении (несколько лет) – в отношении остеопороза.

Результаты новых исследований говорят о том, что ЗГТ может отсрочить развитие болезни Альцгеймера и снизить риск развития рака толстого кишечника.

Однако многие женщины отмечают и побочные эффекты ЗГТ.

Побочные эффекты эстрогена (тошнота, судороги, головные боли) обычно уменьшаются в течение 1–2 месяцев.

Побочные эффекты прогестерона (отеки, болезненность молочных желез, раздражительность, перепады настроения, тревога и др.) могут длиться 4–5 месяцев. Они похожи на проявления предменструального синдрома. У женщин, которые прежде от него страдали, такие побочные эффекты при ЗГТ возникают чаще.

Имеется широкий спектр различных препаратов для ЗГТ. Некоторые женщины сами, без консультации с врачом-гинекологом, начинают прием гормональных препаратов, что в корне не правильно, и может нанести непоправимый вред здоровью. Мы рекомендуем перед началом заместительно-гормональной терапии обязательно проконсультироваться со специалистом, и в течение всей терапии 3 – 4 раза в год посещать гинеколога. Если побочные эффекты не проходят и мешают вести нормальный образ жизни, не нужно ждать очередного визита к врачу, нужно безотлагательно проконсультироваться с гинекологом для коррекции дозировки или замены одного препарата другим.

Не занимайтесь самолечением, звоните 901-941, и мы вам поможем.